Адрес музея: г. Коломна,
ул. Зайцева, д. 10
0


Секрет красного коня: история коломенского пряника

Коломенский пряник – это не просто сладость, а часть русского культурного наследия.
Как энтузиастам удалось возродить забытое и сохранить аутентичный вкус?

Вкус и аромат прошлого

У русской старины есть свои вкус и запах. Они сохранился сквозь века, доставшись нам в наследство. В этом легко убедиться, приехав в Коломну, и там, поблизости от проездной башни коломенского Кремля, отыскать арт станцию "10 Зайцев". Едва открыв дверь этого дома, вы все увидите, почувствуете запах пряничной лавки, а потом придет черед и вкуса пряников.

Многое, очень многое из былого, сгинуло навсегда, и взяться ему неоткуда. Давно стали экзотикой «а-ля-рюсс» пареная репа, колобок и полба, вспоминаемые разве что в сказках, а вот их современник русский пряник так и остался с нами. Все потому, что он разный. В каждой местности свой.

В древнем подмосковном городе Коломна пекли пряники фигурные, покрывали их красной сахарной глазурью, расписывали поверху. Сведения о них сохранились в нескольких источниках. Так, в воспоминаниях архимандрита Григория Воинова-Борзецовского о своем детстве, прошедшем на дальнем сельском приходе в обширном и небогатом семействе приходского священника, есть такая бытовая заметка: «Семейство пировало в дни храмовых праздников и на «Казанскую» - икона Божией Матери Казанская находилась по левую сторону от церковных врат и была особо почитаема прихожанами. В дни праздников все было попросту: на столе брага своя, каравай да пряники своего же печения».

Мастер-класс по изготовлению коломенского пряника

Мастер-класс Записаться




Обычаи милой старины

Пряники были неотъемлемой частью русских брачных обрядов. Понятное дело все начиналось с ухаживания, знакомства. Оно у русских совершалось по особым правилам. Как это делалось в коломенской округе, описал Н.Н. Волков, опубликовавший в середине 19-го века серию этнографических очерков: «Описания Коломенского уезда Московской губернии». Женихи «высматривали невест» в хороводах, которые «заводили» в праздничные дни сельские парни и девушки. Горожане подбирали пару на уличных игрищах. Но в октябре, после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, когда погода портилась, хороводы и игрища прекращались, и это было началом времени вечерних посиделок. Молодежь собиралась у вдов и в малосемейных домах. Девушки приносили с собой рукоделия – вязали, пряли нить на прялках, что-то шили и вышивали, развлекая себя песнями. Компанию им составляли холостые парни, которые приносили собой угощение, не последнюю роль в котором играли пряники.

На этих вечерах женихи выбирали себе невест, а девушки приглядывались к парням. Это важно, поскольку посиделки совпадают по времени с началом сезона осенних свадеб, которые играются в «мясоед», продолжающийся от «Покрова» до заговенья на Филиппов (Рождественский) пост. Там завязывались разговоры, и в угощениях был скрыт тайный смысл того, что словами сказать было нельзя. Взяла девушка от парня пряничек, значит верный знак, ухаживания его не противны, можно продолжать «женихаться».

***

Но вот, наступали дни сватовства, сговора, обручения, а потом и свадьбы. Первый день свадьбы заканчивался в доме жениха проводами молодоженов в спальню. Провожали их специальными обрядовыми песнями, «советами бывалых» и пожеланиями вроде «лечь вам вдвоем, а встать втроем» и все-такое прочее. При этом речь была пересыпана матерщиной самого отчаянного толка, которой сыпали и мужчины и женщины. Этого требовал обычай. Это была частью ритуала. Своего рода заклинания.

Утром же «молодых» встречали «ряженые» - одетые в вывернутые шубы, в масках, мужики ряженые бабами, в платках и сарафанах, бабы в мужских рубахах и портках с приклеенными усами. Мать невесты выносила из спальни сорочку ставшей женой дочери и простыни с брачного ложа, на которых были явлены следы того, что невеста пошла под венец честной девушкой. Эти трофеи отдавали «ряженным», которые воздев их на оглобли, вроде штандарта невинности, шли с ними по улице, привлекая внимание к процессии, колотя в тазы и треща трещотками, угощая всех встречных водкой «за здоровье молодых». То, что они несли, должны были видеть как можно больше людей.

Так компания «ряженных» со своей ношей доходила до дома родителей невесты, куда на разряженных санях и конях с лентами в гривах, подъезжали молодые, их свита и вся родня жениха. Когда все садились за накрытые столы, дружко – тот, кого сейчас называют «свидетелем» - обносил всех тарелкой с пряниками. При этом каждый гость, взяв пряник, клал взамен деньги, которые потом отдавали молодым. Обычай этот сохранился и поныне, только вместо пряников гости нынче «выкупают» куски свадебного торта.

Революция и упадок коломенского пряника

Специально испеченные, фигурные и раскрашенные пряники были одним из главных украшений рождественской елки. Обычай этот в русскую жизнь вошел только в середине 19-го века. Но быстро адаптировался и стал родным. В семействах попроще, где не могли покупать стоившие совсем не дешево специальные «немецкие» игрушки, зеленый символ праздника украшали, кто чем мог. Фигурные пряники для этого годились как нельзя лучше! К ним прибавляли мандаринки, большие конфеты в блестящих бумажках, грецкие орехи, завернутые в «серебряную бумагу», вырезанные из бумаги китайские фонарики, цветные свечки в специальных блюдечках с прищепками для иллюминации.

Обычай этот долго держался и после революции. Тогда пряники в Коломне выпекали несколько кустарей, в семьях которых этот промысел был заведен «от веку». Стараясь быть созвучными эпохе, коломенские кустари экспериментировали с формами. Кроме традиционного коломенского «красного конька», они выпекали пряничные «паровозы», «дирижабли», аэропланы, красноармейцев в буденовках, которые отлично смотрелись на елках. Но затем начали «сворачивать НЭП» и частных торговцев стали душить налогами. Тогда же запретили праздновать Рождество и ставить елки. Но если в 1936 году елки разрешили опять как символ Нового года, который велено было праздновать вместо Рождества, то пряники печь стало уже некому. В начале 30-х годов коломенских пряничников – как частных торговцев в городе и как кулаков в пригородных селах – объявили «чуждым элементом» и выслали, как говорится туда, куда Макар телят не гонял.

В советское время пряники стали печь на кондитерских фабриках, массово, но это уже было не то. Название сохранилось, но вкус, цвета и запахи стандартизировали, обезличив русские пряники. Только в Туле сумели сохранить свой пряник, наладив массовый выпуск. Спрос был такой, что тульский пряник стал советским брендом, словосочетанием, которое было у всех на слуху. Но одной Тулой дело не ограничилось! Нашлись любители русской старины, которые успели заложить «информационную мину», сработавшую полвека спустя.

Заслуга сохранения памяти о русском прянике принадлежит видному архитектору Николаю Дмитриевичу Виноградову, собирателю коллекции народных промыслов. Коломенский пряник в коллекцию Виноградова передал в 1927 году – на последнем излете работы коломенских кустарей – С.Г. Писахин. В 1962 году был даже снят фильм «Серьезные чудачества», в котором рассказывалось о коллекционерах, и, в том числе о собрании Виноградова. Но важнее всего то, что коллекционер очень рационально распорядился своей коллекцией, передав ее в ленинградский музей Этнографии народов СССР, куда попали 1854 натуральных пряника и 565 пряничных досок.

Именно туда, в снова ставший Санкт-Петербургом город, вели следы коломенских пряников, отысканные энтузиастами, мечтавшими вернуть к жизни то, что казалось утраченным навсегда. В ставший теперь Российским музеем Этнографии был послан запрос, с музеем заключили договор, и двери хранилищ распахнулись. Красный пряничный конь предстал перед коломенской экспедицией во всей своей красе. И это было только начало!

Коломенский Кремль

Эпоха возрождения красного коня

Рассчитав нужные пропорции, получили заварное тесто по старинным рецептам. Состав ингредиентов был практически един для всех пряников, разнились соотношения, специи, пропорции, период выдержки теста, наконец, наполнитель пряничной выпечки. Сложнее было с подбором температурного режима, но главной заковыкой стала окраска. Коломенские «конь» и «петушок» были красными, а в естественных красителях при выпечке под воздействием высокой температуры натуральный пигмент разрушался и пряники получались бурыми. Снова потребовались изыскания, чтобы найти тот самый, настоящий краситель, получаемый из ферментированного красного риса, который когда-то в качестве лекарства завозился восточными купцами на Русь еще во времена царя Ивана Грозного. Именно из этого продукта и получался натуральный пищевой краситель, который при выпечке не терял свое цвета. Он и придал тот самый, нужный красный цвет коломенским «коням» и петушкам», вернувшимся в родной город после долгой «столичной гастроли».

Нынче небольшая кустарная мастерская арт-станции 10 зайцев выпекает множество видов пряников с самыми разными начинками. Коломенский пряник по праву занимает позицию одного из старейших городских брендов старинного города. Посетив лавку у Пятницких ворот Кремля пряники можно увидеть, попробовать, купить и приготовить самому. В лавке проводятся театрализованные мастер-классы, в ходе которых труппа актеров, разыгрывая забавные представления, в течение часа поможет каждому из пожелавших создать свой собственный, неповторимый и единственный в своем роде личный пряник.

Поездъ особой пряности

Запишись на мастер-класс

Горячий привет из Коломны

Запишись на мастер-класс

Экскурсия в макетную комнату

Запишись на экскурсию

Обзорная экскурсия по Кремлю

Запишись на экскурсию

Наши пряники

В каталог

Статьи

Что посмотреть в Коломне с детьми?

Что посмотреть в Коломне с детьми?

Коломна - город небольшой и отлично подходит для путешествий с детьми.

Читать
Коломна зимой: что посмотреть, где погулять, куда сходить и какие достопримечательности посетить?

Коломна зимой: что посмотреть, где погулять, куда сходить и какие достопримечательности посетить?

Коломна зимой не менее, а может и более привлекательна для туристов, чем летом. Тут вас ждет сказочная атмосфера праздника и большое количество развлечений на любой вкус!

Читать
Что посмотреть в Коломне за один день?

Что посмотреть в Коломне за один день?

Коломна - город небольшой, обойти все местные достопримечательности можно за 1 день. Здесь стоит побывать чтобы увидеть Коломенский кремль, отведать традиционные калач, пряник или пастилу и окунуться в атмосферу мещанской России 19 века.

Читать
лучшие музеи коломны или древний город рад туристам

Лучшие музеи Коломны или древний город рад туристам

Коломна - город очень гостеприимный, и развлечений для заезжего туриста здесь очень много. Мы расскажем, как не запутаться в обилии музеев и увидеть как можно больше интересного!

Читать
Экскурсии для школьников начальных и старших классов в Коломне

Экскурсии для школьников начальных и старших классов в Коломне

В древней Коломне школьники любого возраста не только узнают много нового об истории Руси, но и могут хорошенько отдохнуть и развлечься!

Читать
Читать статьи